Консультация специалиста
В адрес Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Владимирской, Костромской и Ивановской областям поступают вопросы относительно применения Федерального закона от 14.07.2022 N 248-ФЗ «О побочных продуктах животноводства и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Отвечаем на наиболее часто поступающие вопросы.
1) Может ли хозяйствующий субъект, не направивший уведомление об использовании ППЖ в установленный срок, использовать отходы животноводства в качестве ППЖ без направления уведомления, либо при наличии уведомления, направленного после 31 декабря?
В силу ч. 2 ст. 5 248-ФЗ от 14.07.2022 N 248-ФЗ «О побочных продуктах животноводства и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» о принятом решении об отнесении веществ, образуемых при содержании сельскохозяйственных животных, к побочным продуктам животноводства, хозяйствующие субъекты уведомляют федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю (надзору) в сфере ветеринарии и в сфере земельного надзора (в отношении земель сельскохозяйственного назначения).
В соответствии с ч. 3 названной статьи Порядок и сроки направления уведомлений, указанных в части 2 настоящей статьи, а также их форму устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса.
Приказом Минсельхоза России от 07.10.2022 N 671 «Об утверждении порядка, сроков и формы направления уведомления об отнесении веществ, образуемых при содержании сельскохозяйственных животных, к побочным продуктам животноводства» утвержден порядок направления уведомления об отнесении веществ, образуемых при содержании сельскохозяйственных животных, к побочным продуктам животноводства.
В соответствии с Приказом уведомление направляется ежегодно на предстоящий календарный год не позднее 31 декабря текущего календарного года в территориальное управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по месту образования побочных продуктов животноводства.
Приказом установлено, что уведомление может быть направлено по истечении установленного срока только в случае, если уведомитель (хозяйствующий субъект) зарегистрирован в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в текущем году, при этом установлен предельный срок для направления такого уведомления — не позднее двух месяцев со дня государственной регистрации лица.
Таким образом, законодательством установлены пресекательные сроки, когда лицо может направить уведомление об отнесении веществ, образуемых при содержании сельскохозяйственных животных, к побочным продуктам животноводства. При этом, возможность восстановления пропущенного срока законодательством в обозначенной сфере не предусмотрена.
Из анализа правовых норм следует, что направление уведомления по истечении установленного срока не может быть учтено в качестве основания использования веществ, образуемых при содержании сельскохозяйственных животных в качестве побочных продуктов животноводства, т. е в рамках 248-ФЗ. Данное обстоятельство означает, что оборот таких веществ регулируется Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 N 89-ФЗ.
2) Можно ли передавать побочные продукты животноводства лицам, не осуществляющим производство сельскохозяйственного назначения?
Нет. Действующим законодательством в сфере оборота ППЖ такая возможность не предусмотрена. При этом, Федеральным законом от 19 июля 1997 г. N 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» предусмотрена возможность реализации, прошедших государственную регистрацию, агрохимикатов, производимых, в том числе, из отходов животноводства, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3) В каких случаях побочные продукты животноводства, безопасность которых подтверждена исследованиями могут быть признаны отходами ?
Побочные продукты животноводства признаются отходами в случае установления в рамках федерального государственного контроля (надзора) в сфере ветеринарии и (или) федерального государственного земельного контроля (надзора) на землях сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», нарушений требований к обращению побочных продуктов животноводства, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации. Датой признания побочных продуктов животноводства отходами является дата вступления в законную силу акта контрольного (надзорного) мероприятия в рамках федерального государственного контроля (надзора) в сфере ветеринарии и (или) федерального государственного земельного контроля (надзора) на землях сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», вынесенного при выявлении указанных нарушений (часть 6 статьи 5 Федерального законом от 14.07.2022 № 248-ФЗ)
4) Зачем нужно разрабатывать технические условия?
Использование и реализация ППЖ осуществляются на основании технических условий, утвержденных их изготовителем, определяющих характеристики побочных продуктов животноводства, способы их обработки, переработки и условия использования, методы контроля и требования к безопасности.
Если хозяйствующий субъект, до утверждения ТУ, в установленные сроки направил уведомление, ему необходимо утвердить соответствующие ТУ, а также неукоснительно соблюдать требования к обращению с ППЖ.
5) Следует ли указывать в уведомлении кадастровые номера земельных участков, на которых планируется внесение обработанных ППЖ, либо лица, которому ППЖ будут переданы?
Настоятельно рекомендуем указывать указанные сведения в направляемом уведомлении. Прежде всего это будет отвечать интересам самого хозяйствующего субъекта, поскольку, чем более полной информацией будет располагать Управление Россельхознадзора, тем реже будет возникать необходимость истребовать дополнительные сведения у лица, осуществляющего деятельность в сфере оборота ППЖ в случаях, когда в рамках контрольно-надзорных мероприятий, в том числе и по обращениям граждан, выявляются случаи размещения на земельных участках сельскохозяйственного назначения навоза, помета и др.
Дополнительно: Краткая схема работы по 248-ФЗ
Консультация специалиста
Что такое ФГИС «Сатурн»? Обязательна ли регистрация хозяйствующих субъектов в указанной системе?
Отвечает: Заместитель начальника отдела государственного земельного надзора Коваленко Екатерина Сергеевна
Согласно ст. 15.2 Федерального закона от 19.07.1997 года № 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» федеральная государственная информационная система прослеживаемости пестицидов и агрохимикатов, или ФГИС «Сатурн» создана в целях обеспечения учета партий пестицидов и агрохимикатов при их обращении (производстве (изготовлении), хранении, перевозке (транспортировке), применении, реализации, обезвреживании, утилизации, уничтожении и захоронении), а также осуществления анализа, обработки представленных в нее сведений и информации и контроля за достоверностью таких сведений и информации.
В ФГИС «Сатурн» содержится документированная информация: о гражданах, юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, осуществляющих обращение пестицидов и агрохимикатов, об организациях, осуществляющих в качестве предпринимательской деятельности хранение пестицидов и агрохимикатов и оказывающих связанные с хранением услуги, о партии пестицидов и агрохимикатов, об обезвреживании, утилизации, уничтожении и захоронении пестицидов и агрохимикатов.
Внесению в информационную систему не подлежат пестициды и агрохимикаты, реализованные физическим лицам для личного пользования.
Граждане, юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие обращение пестицидов и агрохимикатов обязаны вносить достоверную и полную информацию во ФГИС «Сатурн». Регистрация в системе производится без взимания платы, путем подачи заявления о регистрации в соответствующее территориальное Управление Россельхознадзора.
В настоящее время прием заявок по включению в ФГИС «Сатурн» продолжается. Адрес электронной почты Управления Россельхознадзора по Владимирской, Костромской и Ивановской областям: rshn8@fsvps.gov.ru, отдела государственного земельного надзора: 33.zemkontrol@mail.ru, zashita.ivanovo@mail.ru, ozk44@yandex.ru .
Образцы заявлений на регистрацию, а также порядок регистрации хозяйствующих субъектов в Федеральной государственной информационной системе представлены на сайте ФГИС «Сатурн» — https://fgis-saturn.ru .
По всем возникающим вопросам по регистрации в ФГИС «Сатурн», работе в данной системе можно обратиться в отдел государственного земельного надзора:
— г. Владимир, ул. Ново-Гончарная, д. 2, тел. 8(4922) 77-16-74
— г. Кострома, пр. Мира, д. 53а, тел. 8(4942) 37-01-53
— г. Иваново, ул. Молодых рабочих, д. 1, тел. 8(4932) 93-95-54
Консультация специалиста
Обязательно ли осуществлять ввоз пестицидов и агрохимикатов в Российскую Федерацию исключительно только через пункты, внесенные в перечень специализированных пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации, в которых осуществляется федеральный государственный контроль (надзор) в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2021 г. № 1667-р?
Отвечает: заместитель начальника отдела государственного земельного надзора Уваров Владимир Валерьевич
В соответствии с абзацем 2 части 2 статьи 15 Федерального закона от 19 июля 1997 г. № 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» (далее – Федеральный закон № 109-ФЗ) предметом федерального контроля (надзора) в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами является соблюдение гражданами и юридическими лицами требований к пестицидам и агрохимикатам при ввозе на территорию Российской Федерации с территорий государств, не являющихся членами Евразийского экономического союза (статус регистрационного свидетельства о государственной регистрации пестицида и (или) агрохимиката, соответствие ввозимых пестицидов и агрохимикатов требованиям действующего регистрационного свидетельства о государственной регистрации пестицида и (или) агрохимиката).
Согласно части 1 статьи 21 Федерального закона № 109-ФЗ ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации пестицидов и агрохимикатов осуществляется в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, при наличии регистрационного свидетельства о государственной регистрации пестицида и (или) агрохимиката, выдаваемого специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим организацию регистрационных испытаний и государственную регистрацию пестицидов и агрохимикатов.
Специализированные пункты пропуска – это пункты, в которых имеются необходимая инфраструктура, оборудование, а также специалисты, способные на должном уровне осуществлять федеральный государственный контроль (надзор) в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами, в том числе отбор проб или образцов.
Таким образом, пестициды и агрохимикаты должны ввозиться на территорию Российской Федерации только через специализированные пункты пропуска, включенные в Перечень специализированных пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2021 г. № 1667-р, в которых осуществляется федеральный государственный контроль (надзор) в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами» на сегодняшний день специализированными пунктами пропуска являются:
I. Автомобильные пункты пропуска:
Бурачки, Забайкальск, Убылинка, Шумилкино
II. Железнодорожные пункты пропуска:
Валуйки, Забайкальск, Посинь
III. Воздушные пункты пропуска:
Владивосток (Кневичи), Москва (Домодедово), Москва (Шереметьево)
IV. Морские пункты пропуска:
Большой порт Санкт-Петербург, Владивосток, Восточный, Новороссийск.
Вместе с тем, в соответствии с Указом Президента РФ от 18 апреля 2022 г. N 210 «О временном порядке ввоза в Российскую Федерацию пестицидов и агрохимикатов» до 31.12.2022 включительно ввоз в Российскую Федерацию пестицидов и агрохимикатов разрешен через любые пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации.
Консультация специалиста
Что такое пестициды и агрохимикаты? Какие можно использовать на территории РФ?
Отвечает: государственный инспектор отдела государственного земельного надзора Некрасова Виктория Анатольевна
Пестициды — вещества или смесь веществ, в том числе используемые в качестве регуляторов роста растений, феромонов, дефолиантов, десикантов и фумигантов, и препараты химического или биологического происхождения, предназначенные для борьбы с вредными организмами.
Агрохимикаты — удобрения (минеральные, органические, органо-минеральные, микробиологические), химические мелиоранты, предназначенные для питания растений и регулирования плодородия земель (почв). Не признаются агрохимикатами торф, отходы животноводства и растениеводства, ил, осадки сточных вод, используемые для производства органических и органо-минеральных удобрений, смешанные минеральные удобрения.
Смешанные минеральные удобрения — механическая смесь двух и более минеральных удобрений в твердом агрегатном состоянии.
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации (далее – Минсельхоз) в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июня 2008 года № 450 «О Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации» ведет «Государственный каталог пестицидов и агрохимикатов», разрешенных к применению на территории Российской Федерации (далее – Каталог).
Минсельхоз России ведет Каталог на официальном сайте Минсельхоза России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (http://www.mcx.ru).
Каталог является официальным документом, содержит перечень пестицидов (часть 1) и агрохимикатов (часть 2), разрешенных к обороту на территории Российской Федерации, в том числе для применения гражданами и юридическими лицами в сельском, лесном, коммунальном и личном подсобном хозяйствах, а также основные регламенты применения пестицидов, установленные в ходе их регистрационных испытаний.
Указанные в Каталоге пестициды и агрохимикаты зарегистрированы в установленном порядке в соответствии с Федеральным законом (Федеральный закон от 19 июля 1997 г. N 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами»).
Не допускается превышение норм расхода и увеличение кратности обработок, указанных в Каталоге, применение пестицидов в период установленного срока ожидания (периода после последней обработки препаратами до сбора урожая).
За нарушение правил обращения с пестицидами и агрохимикатами установлена административная ответственность по ст. 8.3 КоАП РФ.
Согласно вышеуказанной статьи, нарушение правил испытаний, производства, транспортировки, хранения, применения и иного обращения с пестицидами и агрохимикатами (за исключением случаев, когда такие правила содержатся в технических регламентах), которое может повлечь причинение вреда окружающей среде, влечет наложение административного штрафа:
— на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей;
— на должностных лиц — от двух тысяч до пяти тысяч рублей;
— на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двух тысяч до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
— на юридических лиц — от десяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Консультация специалиста
Что такое мелиорация и мелиоративные мероприятия на землях сельскохозяйственного назначения?
Отвечает: заместитель начальника отдела государственного земельного надзора Уракова Юлия Борисовна
Согласно Федерального закона от 10.01.1996 N 4-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «О мелиорации земель» мелиорация земель – это коренное улучшение земель путем проведения гидротехнических, культуртехнических, химических, противоэрозионных, агролесомелиоративных, агротехнических и других мелиоративных мероприятий.
мелиоративные мероприятия — проектирование, строительство, эксплуатация и реконструкция мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, обводнение пастбищ, создание мелиоративных защитных лесных насаждений, проведение культуртехнических работ, работ по улучшению химических и физических свойств почв, научное и производственно-техническое обеспечение указанных работ.
мелиорируемые земли — земли, недостаточное плодородие которых улучшается с помощью осуществления мелиоративных мероприятий;
мелиорированные земли — земли, на которых проведены мелиоративные мероприятия.
мелиоративные системы — комплексы взаимосвязанных гидротехнических и других сооружений и устройств (каналы, коллекторы, трубопроводы, водохранилища, плотины, дамбы, насосные станции, водозаборы, другие сооружения и устройства на мелиорированных землях), обеспечивающих создание оптимальных водного, воздушного, теплового и питательного режимов почв на мелиорированных землях
Мелиорация земель осуществляется в целях повышения продуктивности и устойчивости земледелия, обеспечения гарантированного производства сельскохозяйственной продукции на основе сохранения и повышения плодородия земель, а также создания необходимых условий для вовлечения в сельскохозяйственный оборот неиспользуемых и малопродуктивных земель и формирования рациональной структуры земельных угодий, в том числе земель сельскохозяйственного назначения.
Мелиоративные системы и отдельно расположенные гидротехнические сооружения в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
В собственности граждан (физических лиц) и юридических лиц могут находиться мелиоративные системы общего пользования и мелиоративные системы индивидуального пользования и отдельно расположенные гидротехнические сооружения.
Согласно Приказа Минсельхоза России от 31.07.2020 N 438 «Об утверждении Правил эксплуатации мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений», эксплуатация мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений включает в себя комплекс технических, организационных и хозяйственных мероприятий, обеспечивающих содержание в исправном состоянии мелиоративной сети, сооружений и оборудования, периодический их осмотр, проведение планово-предупредительных ремонтов, выявление и ликвидацию аварий, водораспределение, регулирование водного режима почв, руководство и контроль за подготовкой водопользователями мелиоративной сети и сооружений к работе в вегетационный период.
Все эти мероприятия осуществляются гражданами (физическими лицами) и юридическими лицами, являющимися их собственниками, владельцами, пользователями, арендаторами, т.е. всеми правообладателями.
Согласно «Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (далее — КоАП РФ) предусмотрена административная ответственность за неисполнение законодательства в области мелиорации земель.
Так, статьей 10.9. КоАП РФ проведение мелиоративных работ с нарушением проекта проведения мелиоративных работ — влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Статьей 10.10. КоАП РФ установлено следующее:
1. Нарушение правил эксплуатации мелиоративной системы или отдельно расположенного гидротехнического сооружения
— влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
2. Повреждение мелиоративной системы, а равно защитного лесного насаждения
— влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц — от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
3. Сооружение и (или) эксплуатация линий связи, линий электропередачи, трубопроводов, дорог или других объектов на мелиорируемых (мелиорированных) землях без согласования со специально уполномоченным государственным органом в области мелиорации земель
— влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц — от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Консультация специалиста
Что представляют собой мероприятия без взаимодействия в рамках государственного земельного контроля в соответствии с Федеральным законом от 31.07.2020 года № 248 ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»?
Отвечает: заместитель начальника отдела государственного земельного надзора Коваленко Екатерина Сергеевна
С 1 июля 2021 года в связи с вступлением в силу Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» в рамках государственного земельного контроля (надзора) осуществляется проведение мероприятий без взаимодействия с правообладателями:
— наблюдение за соблюдением обязательных требований законодательства;
— выездное обследование объектов земельных отношений.
Под наблюдением за соблюдением обязательных требований понимается сбор, анализ данных об объектах контроля, имеющихся у контрольного (надзорного) органа, в том числе данных, которые поступают в ходе межведомственного информационного взаимодействия, предоставляются контролируемыми лицами в рамках исполнения обязательных требований, а также данных, содержащихся в государственных и муниципальных информационных системах, данных из сети «Интернет», иных общедоступных данных, а также данных полученных с использованием работающих в автоматическом режиме технических средств фиксации правонарушений, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи.
Под выездным обследованием в целях настоящего Федерального закона понимается контрольное (надзорное) мероприятие, проводимое в целях оценки соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований.
Выездное обследование может проводиться по месту нахождения (осуществления деятельности) организации (ее филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений), месту осуществления деятельности гражданина, месту нахождения объекта контроля, при этом не допускается взаимодействие с контролируемым лицом.
В ходе выездного обследования на общедоступных (открытых для посещения неограниченным кругом лиц) производственных объектах могут осуществляться:осмотр;отбор проб (образцов);инструментальное обследование (с применением видеозаписи);испытание; экспертиза.
Выездное обследование проводится без информированияконтролируемого лица.
Если при проведении наблюдения выявлены сведения о причинении или об угрозе причинения вреда (ущерба) принимается решение о:
— выдаче предостережения;
— проведении внеплановой проверки;
— выдаче предписания об устранении выявленных нарушений.
Консультация специалиста
В чем заключаются полномочия Россельхознадзора по осуществлению надзора в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами?
Отвечает: заместитель начальника отдела государственного земельного надзора Уракова Юлия Борисовна
С 1 июля 2021 года вступили в действие поправки в Федеральный закон от 19.07.1997№ 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами», который устанавливает правовые основы обеспечения безопасного обращения с пестицидами, в том числе с их действующими веществами, а также с агрохимикатами в целях охраны здоровья людей и окружающей среды.
Пестициды – это химические или биологические препараты, используемые для борьбы с вредителями и болезнями растений, сорными растениями, вредителями хранящейся сельскохозяйственной продукции, бытовыми вредителями и внешними паразитами животных, а также для регулирования роста растений, предуборочного удаления листьев (дефолианты), предуборочного подсушивания растений (десиканты).
Агрохимикаты – это удобрения химического или биологического происхождения, химические мелиоранты, кормовые добавки, предназначенные для питания растений, регулирования плодородия почв и подкормки животных. Данное понятие не применяется в отношении торфа.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1067 «Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами» Управление Россельхознадзора по Владимирской, Костромской и Ивановской областям (далее – Управление) осуществляет полномочия по осуществлению надзора в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами.
Предметом федерального государственного контроля (надзора) в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами является соблюдение гражданами и юридическими лицами:
-требований к пестицидам и агрохимикатам при ввозе на территорию Российской Федерации с территорий государств, не являющихся членами Евразийского экономического союза (статус регистрационного свидетельства о государственной регистрации пестицида и (или) агрохимиката, соответствие ввозимых пестицидов и агрохимикатов требованиям действующего регистрационного свидетельства о государственной регистрации пестицида и (или) агрохимиката);
-регламентов применения пестицидов и агрохимикатов при производстве сельскохозяйственной продукции (за исключением применения пестицидов и агрохимикатов гражданами для ведения личного подсобного хозяйства).
Для каждого из разрешенных к применению пестицидов прописан регламент его применения: установлены предельные нормы применения, указаны способ и время обработки, целевые вредные объекты, на которые направлено действие препарата, а также меры по снижению опасности пестицида, предотвращения гибели пчел.
С учетом вероятности наступления и тяжести потенциальных негативных последствий несоблюдения обязательных требований объекты федерального государственного контроля (надзора) в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами подлежат отнесению к категориям, среднего и низкого риска.
Управлением проведена работа по присвоению вышеуказанных категорий рисков хозяйствующим субъектам, по которым есть информация, что они осуществляют деятельность, связанную с пестицидами и агрохимикатами. Работа по актуализации и присвоению категорий рисков будет продолжена Управлением с учетом поступления необходимой информации. Все перечни размещены на сайте Управления http://33.fsvps.ru/.
По запросу контролируемых лиц Управление предоставляет информацию о присвоенной их объектам государственного надзора категории риска, а также сведения, на основании которых принято решение об отнесении к категории риска их объектов государственного надзора. Контролируемые лица вправе подать заявление об изменении присвоенной ранее категории риска их объектам государственного надзора.
В соответствии со статьей 15.2 Федерального закона от 19.07.1997 г № 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» (в редакции Федерального закона от 30.12.2020 №522-ФЗ) в рамках создания Федеральной государственной информационной системы прослеживаемости пестицидов и агрохимикатов (ФГИС ППА) в целях обеспечения учета партий пестицидов и агрохимикатов при их обращении (производстве (изготовлении), хранении, перевозке (транспортировке), применении, реализации, обезвреживании, утилизации, уничтожении и захоронении) продолжается прием заявок от граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на включение в перечень хозяйствующих субъектов, осуществляющих обращение пестицидов и агрохимикатов.
Формирование реестра участников обращения в ФГИС ППА началось с 1 июля 2021 года. Регистрация происходит на базе Единого реестра поднадзорных объектов в специализированном информационном компоненте Цербер. Регистрация выполняется Управлением по заявкам хозяйствующих субъектов.
Консультация специалиста
На какой срок выдается предписание об устранении нарушения и есть ли возможность его продлить?
Отвечает: заместитель начальника отдела государственного земельного надзора Уваров Владимир Валерьевич
В соответствии с пунктами 138, 140, 141 административного регламента исполнения Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору государственной функции по осуществлению государственного земельного надзора в отношении земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (утвержден приказом Минсельхоза РФ 08.07.2019г. № 662) срок устранения нарушения земельного законодательства в предписании устанавливается должностным лицом с учетом площади, вида и характера выявленного правонарушения, времени, необходимого для устранения нарушения земельного законодательства, но не более 9 месяцев.
В случае выявления нарушений, в целях устранения которых необходимо провести мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия, в том числе путем устранения последствий загрязнения почвы, восстановления плодородного слоя почвы и создания защитных лесных насаждений (провести рекультивацию) срок устранения нарушений устанавливается в предписании не менее семи месяцев, а при наличии проекта рекультивации срок устанавливается с учетом срока окончания работ (этапов) по рекультивации земель установленных указанным проектом.
В случае невозможности устранения нарушения в установленный срок лицо, которому выдано предписание об устранении выявленных нарушений законодательства, не позднее указанного в предписании срока устранения нарушения вправе направить должностному лицу, выдавшему данное предписание, ходатайство о продлении указанного в предписании срока устранения нарушения земельного законодательства.
К ходатайству прилагаются документы, подтверждающие принятие в установленный срок нарушителям мер, необходимых для устранения правонарушения.
Ходатайство о продлении срока исполнения предписания рассматривается уполномоченным должностным лицом в течение трех рабочих дней с момента поступления. По результатам рассмотрения ходатайства письмом Управления Россельхознадзора сообщается о принятом решении.
Консультация специалиста
Что будет, если не оплатить административный штраф в установленный законом срок?
Отвечает: заместитель начальника отдела государственного земельного надзора Уракова Юлия Борисовна
В соответствии со ст.32.2 Кодекса об административном правонарушении (далее – КоАП РФ), административный штраф, должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60-дней со дня вступления настоящего постановления в законную силу.
После истечения сроков добровольной уплаты штрафа документы для их принудительного взыскания направляются в службу судебных приставов по месту регистрации нарушителя.
Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, его учреждения, структурного подразделения или территориального органа, а также иного государственного органа, уполномоченного осуществлять производство по делам об административных правонарушениях (за исключением судебного пристава-исполнителя), составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ.
Материалы административного дела по вышеуказанной статье направляются на рассмотрение в судебный орган по месту регистрации гражданина. Статья 20.25 КоАП РФ – это статья об уклонении от исполнения административного наказания.
Согласно части 1 данной статьи, неоплата в установленный законом срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
Своевременная оплата по штрафам, наложенным должностными лицами Управления Россельхознадзора по Владимирской, Костромской и Ивановской областям, находится на контроле, а к нарушителям применяются меры административного характера в соответствии с действующим законодательством.
Консультация специалиста
Отвечает: государственный инспектор отдела государственного земельного надзора Некрасова Виктория Анатольевна
Деградация почв — это совокупность процессов, которые приводят к изменению функций почвы, количественному и качественному ухудшению ее свойств, постепенному ухудшению и утрате плодородия.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2011 № 612 «Об утверждении критериев существенного снижения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», существенным снижением плодородия земель сельскохозяйственного назначения является изменение числовых значений не менее 3 следующих критериев, причиной которого стало использование земель с нарушением установленных земельным законодательством Российской Федерации требований рационального использования земли:
-снижение содержания органического вещества в пахотном горизонте на 15% или более;
-снижение кислотности в кислых почвах (pH) на 10% или более;
-повышение щелочности в щелочных почвах (pH) на 10% или более;
-снижение содержания подвижного фосфора (мг/кг почвы) на 25% или более;
-снижение содержания обменного калия (мг/кг почвы) на 25% или более.
Проблемы деградации почв вызваны несоблюдением технологии возделывания культур, обеспечивающих сохранение и увеличение почвенного плодородия. Здесь можно назвать несколько основных причин, вызывающих деградацию: несоблюдение системы севооборотов в земледелии, хищническое отношение к земле и агрономическая неграмотность.
Исследование почвы на основные показатели плодородия необходимо проводить с целью оценки деятельности землепользователей по его сохранению и воспроизводству, поскольку земля является важнейшим объектом охраны окружающей среды.
Собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы, обязаны:
- не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы (ст. 42 ЗК РФ);
- проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения и иных процессов, ухудшающих качественное состояние земель (ст. 13 ЗК РФ);
- не допускать деградацию, порчу и уничтожение земель и почв (ст.13,42 ЗК РФ);
- проводить мероприятия по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения (ст. 13 ЗК РФ, ст.1,8 ФЗ — № 101).
Невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель образует состав административного правонарушения по ч.2 ст. 8.7 КоАП РФ, и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Консультация специалиста
Сельскохозяйственные угодья обладают плодородием почв. Что это такое?
Отвечает: государственный инспектор отдела государственного земельного надзора Некрасова Виктория Анатольевна
Плодородие – способность почвы удовлетворять потребность сельскохозяйственных культурных растений в питательных веществах, воздухе, воде, тепле, биологической и физико-химической среде и обеспечивать урожай сельскохозяйственных культурных растений.
К основным показателям почвенного плодородия относятся: содержание органического вещества (гумуса), показатель кислотности почвы, содержание обменного калия, содержание подвижного фосфора.
Необходимо подчеркнуть, что плодородие проявляется как результат сложного взаимодействия и взаимовлияния свойств и режимов почвы. К наиболее эффективному приему повышения плодородия почв относится рациональное применение органических и минеральных удобрений, известкование и гипсование почв, система обработки, орошение и осушение, введение системы севооборотов, мероприятия по борьбе с эрозией и возделывание наиболее урожайных сортов растений и др.
На территории Владимирской области преобладают серые лесные и дерново-подзолистые почвы. Кроме того, на территории области встречаются торфянисто-подзолистые глеевые почвы, аллювиальные (пойменные) почвы, болотные почвы. По механическому составу преобладают суглинистые почвы.
Наиболее плодородными почвами обладают земли Владимиро-Суздальского ополья (территория Суздальского, Юрьев-Польского, Кольчугинского, Собинского и Александровского административных районов). Почвы этой зоны обладают следующими характеристиками (средние значения): кислотность (рН) – 5,56; содержание гумуса – 2,65 %; содержание обменного фосфора – 165,4 мг/кг; содержание обменного калия – 119 мг/кг. Остальные почвы области более бедные по содержанию элементов питания, и могут давать хорошие и устойчивые урожаи лишь при соблюдении правил агротехники — внесении удобрений, известковании, осуществлении других агроприемов.
Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Владимирской области (Управление Россельхознадзора) напоминает, что собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения. Способы и механизмы поддержания почвенного плодородия должны индивидуально подбираться в зависимости от характеристик почвы и режима ее использования.
Повышение почвенного плодородия осуществляется комплексом мер биологического и хозяйственного воздействия, направленных на обеспечение оптимального соотношения между влагой, аэрацией и необходимыми для растений элементами питания.
Консультация специалиста
Насколько законно размещение карьеров по добыче ОПИ на землях сельскохозяйственного назначения?
Отвечает: заместитель начальника отдела государственного земельного надзора Уракова Юлия Борисовна
В соответствии со ст.77 Земельного кодекса РФ — землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
П.1 ст.78 РФ указывает, что земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства). Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и вида разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с Классификатором видов разрешенного использования, утверждённым приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540.
Ст.42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту. Для использования земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения для добычи общераспространенных полезных ископаемых (далее — ОПИ) необходимо изменение категории такого земельного участка на категорию «земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения» (ст.7 ЗК РФ) с установлением вида разрешенного использования земельного участка «недропользование».
Порядок перевода земель из одной категории в другую установлен Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ «О переводе земельных участков из одной категории в другую». Законодательно установлено, что использование земель сельскохозяйственного назначения в целях добычи общераспространенных полезных ископаемых не предусматривается, а относится к тем исключительным случаям, в которых возможен перевод таких земель в земли других категорий.
В связи с вышеуказанным, лицо, планирующее осуществлять на сельскохозяйственных угодьях добычу ОПИ обязано перевести земельный участок в иную категорию. Многие недропользователи используют для добычи ОПИ сельскохозяйственные угодья, нарушая тем самым основополагающий принцип оборота земель сельскохозяйственного назначения: сохранение целевого использования земельных участков.
Следует отметить, что наличие лицензии и выделенного горного отвода не дает право недропользователю осуществлять разработку карьеров на землях сельскохозяйственного назначения.
Несанкционированные работы, связанные с нарушением и уничтожением плодородного слоя почвы приводят к снижению сельскохозяйственной ценности земель, а в дальнейшем – к деградации земель, наносят значительный вред почве, как природному объекту охраны окружающей среды. Следовательно, использование земель сельскохозяйственного назначения в иных целях, в частности для размещения карьеров, противоречит требованиям указанных норм.
Консультация специалиста
Что такое рекультивация земель сельскохозяйственного назначения?
Отвечает: начальник отдела государственного земельного надзора Забелин Андрей Владимирович
Постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 N 800 (ред. от 07.03.2019) «О проведении рекультивации и консервации земель» утверждены Правила проведения рекультивации и консервации земель, в соответствии с которым рекультивация земель должна обеспечивать восстановление земель до состояния, пригодного для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, путем обеспечения соответствия качества земель нормам и правилам в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения.
Согласно данному постановлению, «рекультивация земель» – это мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почвы, восстановления плодородного слоя почвы и создания защитных лесных насаждений.
Разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в том числе правообладателями земельных участков, лицами, использующими земельные участки на условиях сервитута, публичного сервитута, а также лицами, использующими земли или земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов. Рекультивация земель, консервация земель осуществляются в соответствии с утвержденными проектом рекультивации земель, проектом консервации земель путем проведения технических и (или) биологических мероприятий.
Технические мероприятия могут предусматривать планировку, формирование откосов, снятие поверхностного слоя почвы, нанесение плодородного слоя почвы, устройство гидротехнических и мелиоративных сооружений, захоронение токсичных вскрышных пород, возведение ограждений, а также проведение других работ, создающих необходимые условия для предотвращения деградации земель, негативного воздействия нарушенных земель на окружающую среду, дальнейшего использования земель по целевому назначению и разрешенному использованию и (или) проведения биологических мероприятий.
Биологические мероприятия включают комплекс агротехнических и фитомелиоративных мероприятий, направленных на улучшение агрофизических, агрохимических, биохимических и других свойств почвы.
За невыполнение рекультивации земель предусмотрена административная ответственность в соответствии с ч.1 ст.8.7 КоАП РФ, а именно: невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по рекультивации земель при разработке месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые, осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей, а также после завершения строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, сноса объектов лесной инфраструктуры — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.
Заинтересованные правообладатели земельных участков могут самостоятельно осуществить мероприятия по рекультивации или консервации земель с правом взыскания с лица, уклонившегося от выполнения рекультивации или консервации земель, стоимости понесенных расходов в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Прекращение прав на земельный участок, не освобождает от обязанности выполнить мероприятия по рекультивации или консервации земель. Рекультивация земель осуществляется в соответствии с утвержденным проектом рекультивации земель путем проведения технических и (или) биологических мероприятий.
В случае если лица, деятельность которых привела к деградации земель, не являются правообладателями земельных участков и у правообладателей земельных участков, исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления отсутствует информация о таких лицах, разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель обеспечивается собственниками земельных участков, арендаторами земельных участков, землепользователями, землевладельцами.
Важно!
В случае проведения рекультивации, консервации в отношении земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» проект рекультивации направляется заинтересованными правообладателями и в Федеральную службу по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор).
Консультация специалиста
Как собственнику отказаться от права на земельный участок сельскохозяйственного назначения?
Отвечает: заместитель начальника отдела государственного земельного надзора Уракова Юлия Борисовна
Должностные лица Управления Россельхознадзора по Владимирской области при проведении контрольно-надзорных мероприятий часто сталкиваются с вопросами граждан о возможности отказа от прав собственности на земельные участки сельскохозяйственного назначения.
В 1991 году после выхода указа президента России, положившего начало реорганизации колхозов, которые могли обанкротиться, началось активное предоставление участков земли частным лицам на правах собственности. Надел, являющейся выделом из общей численности аграрной территории и предоставляемый в качестве личного имущества, называется земельный пай. Указанная процедура проводилась с целью увеличения собственников гектаров. Практически все колхозники были обеспечены паевым участком земли. Однако, граждане, получившие такие паи земли, так и не начали их осваивать и обрабатывать. Земли сельскохозяйственного назначения многие годы зарастают сорной и древесно-кустарниковой растительностью, что создает пожароопасную обстановку для близлежащих лесов и населённых пунктов.
Земли сельскохозяйственного назначения имеют приоритетную значимость по сравнению с землями других категорий. Такой режим направлен на максимальное сохранение сельхозугодий в сфере сельскохозяйственного производства и недопущение их деградации.
Следует помнить, что у собственников земельных участков сельскохозяйственного назначения кроме прав на участок есть еще и обязанности, которые установлены статьей 42 Земельного кодекса РФ. За невыполнение таких обязанностей собственник может быть привлечен к административной ответственности и стать заложником больших штрафов.
Если у гражданина нет желания и возможности обрабатывать землю, ему нужно принять решение, что делать с участком сельскохозяйственного назначения. Одним из возможных вариантов является добровольный отказ от земельного участка.
Статьей 56 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» установлены особенности осуществления государственной регистрации прекращения права собственности на земельный участок или земельную долю вследствие отказа от права собственности.
Заявление об отказе от права собственности на земельный участок, долю в праве можно подать в филиал Государственного бюджетного учреждения «Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг» (МФЦ).
К заявлению прилагается правоустанавливающий документ на земельный участок либо документ, устанавливающий или удостоверяющий право на земельную долю.
За получением дополнительной информации можно обратиться в филиал МФЦ. При себе необходимо иметь документ, удостоверяющий личность (паспорт).
Консультация специалиста
Об обороте земель сельскохозяйственного назначения
Отвечает: заместитель начальника отдела государственного земельного надзора Уракова Юлия Борисовна
Управление Россельхознадзора по Владимирской области с целью профилактики нарушений обязательных требований земельного законодательства проводит работу в рамках профилактической деятельности в сфере государственного земельного надзора на землях сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ (ред. от 06.06.2019) «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Так, 16 сентября 2020 года в отдел государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора обратился собственник земельного участка сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства», расположенного на территории Петушинского района.
Гражданин решил на принадлежащем ему участке организовать пруд для разведения рыбы. Он обратился с вопросом о возможности осуществления данной деятельности на указанном земельном участке, а также уточнил с какой периодичностью проводятся надзорные мероприятия специалистами ведомства.
Должностным лицом отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора в ходе беседы правообладателю земельного участка были даны квалифицированные ответы об особенностях использования земель и земельных участков для целей аквакультуры (рыбоводства), детально разъяснены требования земельного законодательства по использованию земель сельскохозяйственного назначения, проведению обязательных мероприятий, направленных на сохранение и воспроизводство плодородия почв и ответственности за их нарушение.
Отдел государственного земельного надзора напоминает, что все заинтересованные лица могут получить консультацию специалистов отдела по вопросам использования земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», по телефону 8 (4922) 45-16-24.
Консультация специалиста
Допускается ли хранение навоза или помета птиц на землях сельскохозяйственного назначения?
Отвечает: заместитель начальника отдела государственного земельного надзора Уракова Юлия Борисовна
Сельскохозяйственные производители вправе использовать продукты, образующиеся в результате их хозяйственной и иной деятельности, в том числе, навоз, помет, для собственных нужд по целевому назначению при дальнейшем осуществлении хозяйственной деятельности, в том числе, в качестве удобрения. Навоз, куриный помет, хотя и являются основным источником органических удобрений, относятся к 3 и 4 классам опасности. Чтобы отходы производства перешли в органические удобрения необходимо разработать технологический регламент. В дальнейшем органическое удобрение можно вносить в почву с соблюдением норм внесения. Для определения нормы внесения, а так же потребности почвы в элементах питания, необходимо на имеющихся в собственности земельных участках проводить агрохимическое обследование.
Категорически не допускается хранение навоза на землях сельскохозяйственного назначения, так как при разложении жидкого навоза, непосредственно в почве, выделяется свободный азот и аммиак, которые губят живую почвенную среду, лишая тем самым почву полезных для растений микроорганизмов. В навозе много семян сорняков, не потерявших свою всхожесть, что впоследствии требует непростую и часто нерезультативную борьбу с ними. Разложение сырого навоза и сырой органики происходит в почве преимущественно гниением. При этом почва обогащается гнилостной патогенной средой, которая поражает корнеплоды и клубни растений, что сокращает урожаи и сроки их хранения, и в итоге приводит к резкому снижению уровня плодородия почв. В результате происходит порча земель. Так же верхний плодородный слой почвы оказывается перекрытым навозом, в результате чего земельный участок не может использоваться для ведения сельскохозяйственного производства. В местах, где лежит навоз, как правило, обитает большое количество грызунов, которые могут быть переносчиками опасных болезней.
В соответствии с действующим законодательством, обязательно должно проводиться обеззараживание навоза, помета и стоков. Жидкий, полужидкий навоз и навозные стоки следует накапливать и хранить в специальных навозохранилищах секционного типа. Подстилочный навоз, твердую фракцию жидкого навоза и компосты нужно обрабатывать и хранить на площадках с твердым покрытием. Использование навоза и навозных стоков в качестве органических удобрений на сельскохозяйственных угодьях, должно осуществляться с учетом охраны окружающей среды от загрязнений и безопасности для здоровья людей и животных. Для этого необходимо предусматривать мероприятия, исключающие загрязнение поверхностных и подземных вод, а так же инфицирование животных при контакте с поливной водой, почвой и выращиваемыми культурами.
Должностные лица Управления Россельхознадзора при проведении контрольно-надзорных мероприятий в рамках своих полномочий осуществляют отбор почв на сельскохозяйственных угодьях на агрохимические и химико-токсикологические показатели, которые направляют для исследований в испытательные лаборатории ФГБНУ ЦНМВЛ. При отборе проб на земельных участках сельскохозяйственного назначения, где складировался или складируется навоз (помет), в почвенных образцах, как правило, выявляются превышения индекса БГКП, нитратов, гельминтов в содержании опасном или чрезвычайно опасном, то есть устанавливается факт порчи земли.
Действия граждан и юридических лиц по фактам захламления земель навозом, порчи земель в результате нарушения правил обращения с иными, опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления на земельных участках сельскохозяйственного назначения, образуют составы административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 8.6. КоАП РФ и частью 2 ст. 8.7. КоАП РФ и влекут наложение значительных административных штрафов.
Так же за данное правонарушение с причинением вреда почвам, предусмотрена не только административная ответственность, но и ответственность в виде возмещения ущерба причиненного землям, как объекту охраны окружающей среды. Вред окружающей среде возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками. Для исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, применяется соответствующая Методика, утвержденная приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 08.07.2010 № 238 (ред. от 11.07.2018).
Напоминаем, что согласно статьям 13 и 42 Земельного Кодекса РФ собственники земельных участков должны проводить мероприятия по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения, защите земель от подтопления, заболачивания, загрязнения химическими веществами, загрязнения отходами производства и потребления и иного негативного воздействия, защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.
Консультация специалиста
Каков порядок взаимодействия Россельхознадзора с муниципальным земельным контролем?
Отвечает: заместитель начальника отдела государственного земельного надзора Шалашова Любовь Алексеевна
Правила взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный земельный надзор, с органами, осуществляющими муниципальный земельный контроль, утверждены Постановлением Правительства РФ от 26.12.2014 №1515 (далее – Правила).
Правилами предусмотрено возбуждение органами государственного земельного надзора, в частности Россельхознадзором, дел об административных правонарушениях по актам проверок муниципального земельного контроля (МЗК).
Согласно пункту 12 Правил, должностные лица органов местного самоуправления (ОМС), в случае выявления в ходе проведения проверки в рамках осуществления муниципального земельного контроля нарушения требований земельного законодательства на землях сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», за которое законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, направляют копию акта с приложением в Россельхознадзор в течение 3-х рабочих дней с момента составления акта.
В соответствии с пунктом 13 Правил, в срок не позднее 5 рабочих дней со дня поступления от органа муниципального земельного контроля копии акта проверки с приложением должностные лица Россельхознадзора обязаны в пределах своей компетенции рассмотреть полученные материалы, принять решение о возбуждении дела об административном правонарушении либо об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении и направить в течение 3-х рабочих дней со дня принятия решения копию принятого решения в орган муниципального земельного контроля.
В случае наличия оснований для возбуждения дела, Россельхознадзор самостоятельно ведет производство по делу в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ). На стадии рассмотрения дела, должностное лицо Россельхознадзора вправе принять решение о применении наказания в виде административного штрафа.
Учитывая тот факт, что администратором дохода бюджета, в случае рассмотрения дел по результатам муниципального земельного контроля, являются органы местного самоуправления, и сумма штрафа подлежит зачислению на их счет, должностное лицо Россельхознадзора от ответственных сотрудников органов МЗК получает информацию о реквизитах ОМС для перечисления суммы штрафа и уникальном идентификаторе начисления (УИН), для внесения обозначенных сведений в постановление по делу об административном правонарушении.
Информацию об уплате или неуплате нарушителем административного штрафа ответственные лица МЗК направляют в Россельхознадзор. В случае не поступления штрафа в установленный законом срок в бюджет органа местного самоуправления, должностные лица Россельхознадзора уведомляют должника о составлении протокола по ч.1 ст.20.25 КоАП РФ, также материалы дела направляют в службу судебных приставов для возбуждения исполнительного производства с целью принудительного взыскания штрафа.
Консультация специалиста
В каких случаях правообладателю выдается Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований земельного законодательства?
Отвечает: государственный инспектор отдела государственного земельного надзора Тяпкина Екатерина Викторовна
Главой ХII Земельного кодекса РФ от 25 октября 2001 №136-ФЗ (ред. от 29.07.2017) (далее – ЗК РФ) предусмотрено проведение государственного земельного надзора, направленного на предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований земельного законодательства.
В рамках реформы контрольной и надзорной деятельности Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Владимирской области (Управление Россельхознадзора) руководствуется основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации:
• внедрение риск-ориентированного подхода;
• комплексное обновление обязательных требований;
• развитие профилактики нарушений обязательных требований;
• внедрение оценки результативности и эффективности КНД, ориентированной на снижение ущерба и снижение издержек подконтрольных субъектов.
В рамках возложенных полномочий Управление Россельхознадзора проводит государственный земельный надзор на землях сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Для обобщения правоприменительной практики Управлением Россельхознадзора используются результаты контрольно-надзорных мероприятий, осуществляемых как с взаимодействием с подконтрольными субъектами, так и без такого взаимодействия, включая случаи объявления подконтрольным субъектам Предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.
В случае, если правообладатель, которому принадлежат земельные участки сельскохозяйственного назначения, на которых выявлены признаки нарушения земельного законодательства, ранее не привлекался к ответственности за нарушение выявленных требований земельного законодательства, с учетом положений Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ (ред. от 18.03.2019) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», Управление Россельхознадзора объявляет собственнику Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований. Правообладателю предлагается направить информацию о принятых мерах по устранению выявленных признаков нарушения земельного законодательства в адрес Управления Россельхознадзора.
При отсутствии ответа должностными лицами Управления Россельхознадзора повторно проводятся контрольно-надзорные мероприятия на земельных участках сельскохозяйственного назначения и к нарушителям принимаются меры в соответствии с действующим законодательством РФ.
Консультация специалиста
В каком случае могут изъять участок сельскохозяйственного назначения у собственника за его неиспользование или использование с нарушением требований законодательства?
Отвечает: заместитель начальника отдела государственного земельного надзора Уракова Юлия Борисовна
Проблема неиспользования земель сельскохозяйственного назначения остро стоит уже на протяжении многих лет. С каждым годом ситуация только усугубляется по причине зарастания сельхозугодий сорной и древесно-кустарниковой растительностью, захламления свалками.
Следует отметить, что земли сельскохозяйственного назначения имеют преимущественную (приоритетную) значимость по сравнению с землями других категорий. Такой режим направлен на максимальное сохранение сельхозугодий в сфере сельскохозяйственного производства и недопущение их деградации.
Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Владимирской области (Управление Россельхознадзора), в рамках возложенных полномочий в случае выявления нарушений требований земельного законодательства, на землях сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 27.07.2020 №101 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее – ФЗ №101-ФЗ), выдает нарушителям предписания об устранении выявленных нарушений.
К сожалению, большое количество правообладателей игнорируют выданные им предписания и не принимают никаких действий по введению земель в сельхозоборот.
В отношении таких правообладателей с целью устранения нарушений Управление Россельхознадзора подает в суды иски с требованиями обязать собственников провести работы по очистке земельных участков сельскохозяйственного назначения от сорной и древесно-кустарниковой растительности, свалок, с дальнейшим введением таких участков в сельскохозяйственный оборот.
Другим способом, позволяющим ввести участки в оборот, является принудительное изъятие неиспользуемых земель сельхозназначения с целью продажи этих земель добросовестному правообладателю, желающему заниматься сельскохозяйственным производством.
В целях совершенствования механизма изъятия неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения и вовлечения таких земель в сельскохозяйственный оборот 3 июля 2016 года принят Федеральный закон N 354-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка изъятия земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения при их неиспользовании по целевому назначению или использовании с нарушением законодательства Российской Федерации» (далее – ФЗ N 354-ФЗ).
Согласно статье 6 ФЗ №101-ФЗ (в редакции ФЗ N 354-ФЗ) земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земельного участка, являющегося предметом ипотеки, а также земельного участка, в отношении собственника которого судом возбуждено дело о банкротстве, принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае:
— если земельный участок используется с нарушением требований, установленных законодательством РФ, повлекшим за собой существенное снижение плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения или причинение вреда окружающей среде;
— если в течение трех и более лет подряд с момента выявления в рамках государственного земельного надзора факта неиспользования земельного участка по целевому назначению или использования с нарушением законодательства РФ такой земельный участок не используется для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности.
Принудительное изъятие земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения у его собственника по основаниям, предусмотренным данной статьей, может осуществляться при условии неустранения вышеуказанных нарушений после назначения административного наказания.
В случае неустранения выявленных правонарушений, в срок, установленный предписанием, уполномоченный орган исполнительной власти по осуществлению государственного земельного надзора на землях сельскохозяйственного назначения, вынесший предписание, а именно Управление Россельхознадзора:
1) направляет материалы, подтверждающие неустранение правонарушений, в орган исполнительной власти субъекта РФ (в Департамент имущественных и земельных отношений);
2) подает в порядке, установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», в орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, заявление о невозможности государственной регистрации перехода, прекращения, ограничения права на земельный участок или обременения земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения до завершения рассмотрения судом дела о его изъятии (Управление Росреестра).
Департамент имущественных и земельных отношений в течение двух месяцев со дня поступления материалов, обращается в суд с требованием об изъятии земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения и о его продаже с публичных торгов.
В течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда об изъятии земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения и о его продаже с публичных торгов, Департамент имущественных и земельных отношений в отношении такого земельного участка проводит публичные торги по его продаже в порядке, установленном земельным законодательством.
Консультация специалиста
Каковы обязанности правообладателей земельных участков сельскохозяйственного назначения?
Отвечает: государственный инспектор отдела государственного земельного надзора Тяпкина Екатерина Викторовна
Определение земель сельскохозяйственного назначения и их правовые признаки, по которым выделена эта самостоятельная категория земель в составе земель РФ, закреплено п. 1 ст. 77 Земельного кодекса РФ.
Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей (ст. 77 ЗК РФ).
В статье 42 Земельного кодекса РФ устанавливаются обязанности собственников и лиц, не являющихся собственниками, по использованию земельных участков. Перечень обязанностей землепользователей установлен одинаковым как для собственников, так и для лиц, не являющихся собственниками земельных участков. Вызвано это тем, что осуществление и перечень обязанностей землепользователей определяются в зависимости от объекта использования – земельного участка, а не от вида права на данный земельный участок.
Собственник земельного участка обязан:
1. Использовать земельный участок в соответствии с целевым назначением категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей природной среде, земле как природному объекту.
Обязанность соблюдать целевое назначение земельного участка в процессе его использования является одной из основных обязанностей землепользователя. Земельное право предусматривает исключительно целевое землепользование. То есть предоставление земельного участка осуществляется исключительно для определенного целевого использования. При этом собственники земельных участков и землепользователи не имеют права самовольно изменять целевое назначение земельного участка. Данная деятельность находится в компетенции органов государственной власти субъектов в составе Российской Федерации в отношении сельскохозяйственных земель и органов местного самоуправления в отношении других категорий земель. Использование земельного участка не по целевому назначению является составом правонарушения и влечет применение мер юридической ответственности.
Обязанность землепользователя не наносить своей деятельностью ущерб окружающей природной среде содержится в ст. 36 Конституции РФ.
2. Сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельном участке в соответствии с законодательством.
3. Осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водами и другими природными объектами.
4. Своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков прямо предусмотрены договорами.
Предусматривается изъятие неиспользуемого земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства, который не используется по целевому назначению в течение трех лет или его использование приводит к существенному снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения либо причинению вреда окружающей среде.
5. Своевременно производить платежи за земельные участки.
7. Не допускать загрязнения, захламления, деградации и ухудшения плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения.
Статьей 13 Земельного кодекса РФ предусматриваются обязанности землепользователей в рамках правовой охраны земель, которые включают в себя мероприятия по:
• воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения;
• защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия;
• защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.
8. Выполнять иные требования, предусмотренные Земельным кодексом, иными федеральными законами.
К иным обязанностям собственников земельных участков можно отнести обязанность не нарушать права других собственников земельных участков, землевладельцев, землепользователей и арендаторов.
Консультация специалиста
Что ожидает собственника заросшего земельного участка сельскохозяйственного назначения?
Отвечает: заместитель начальника отдела государственного земельного надзора Шалашова Любовь Алексеевна
Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Владимирской области (Управление Россельхознадзора), в рамках возложенных полномочий, проводит государственный земельный надзор на землях сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Основными нарушениями земельного законодательства, выявленными госинспекторами Управления Россельхознадзора при проведении контрольно–надзорных мероприятий, являются невыполнение собственниками установленных требований и обязательных мероприятий по защите земель от зарастания сорными растениями, деревьями и кустарниками.
За данные нарушения предусмотрена административная ответственность по ч.2 ст.8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), а именно: гражданин должен заплатить штраф в размере от 20 тыс. до 50 тыс. рублей, должностные лица – от 50 тыс. до 100 тыс. рублей, юридические – от 400 тыс. до 700 тыс. рублей.
В соответствии со ст.32.2 КоАП РФ, административный штраф, должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60-дней со дня вступления настоящего постановления в законную силу.
При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении шестидесяти дней должностное лицо Управления Россельхознадзора направляет соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для принудительного взыскания административного штрафа, кроме того, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, и материалы дела направляет в суд на рассмотрение.
Согласно вышеуказанной статьи, неуплата административного штрафа в срок, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
С целью устранения выявленных нарушений, должностное лицо Управления Россельхознадзора собственнику участка выдает предписание с установленным сроком исполнения. Ответственность за невыполнение предписания в срок в части государственного земельного надзора предусмотрена ч.25 и ч.26 ст.19.5 КоАП РФ. При этом, рассматривает данные административные дела суд. В соответствии с решением суда размер административного штрафа может достигать: на граждан от 10 тыс. до 50 тыс. рублей, на должностные лица – от 30 тыс. до 100 тыс. рублей, на юридические лица от 100 тыс. до 300 тыс. рублей.
Кроме того, информация о привлечении собственника земельного участка к административной ответственности Управлением Россельхознадзора направляется в Управление Федеральной налоговой службы по Владимирской области с целью повышения ставки земельного налога в пятикратном размере (до 1,5%).
Консультация специалиста
Какие существуют нормативно-правовые документы, определяющие порядок рекультивации и консервации земель сельскохозяйственного назначения?
Отвечает: заместитель начальника отдела государственного земельного надзора Забелин Андрей Владимирович
Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Владимирской области (Управление Россельхознадзора), в рамках возложенных полномочий, проводит государственный земельный надзор на землях сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
По результатам контрольно-надзорных мероприятий специалистами Управления часто устанавливаются факты не проведения работ по рекультивации земель после окончания деятельности. Внимание общественности неоднократно обращалось к данному вопросу, острая необходимость в изменении нормативной базы назрела уже давно.
Восстановление нарушенных земель является важной государственной задачей, решение которой обеспечивает возврат земель и создает условия для развития на них различных видов хозяйственной деятельности. 20 июля 2018 года вступило в силу Постановление Правительства РФ от 10.07.2018 N 800 «О проведении рекультивации и консервации земель», которое в значительной мере меняет требования к проведению рекультивации и консервации нарушенных земель. Согласно документу, рекультивация земель должна обеспечивать восстановление земель до состояния, пригодного для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием. В отношении земель сельскохозяйственного назначения рекультивация проводится до соответствия нормам и правилам в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения, но не ниже показателей состояния плодородия земель сельскохозяйственного назначения, порядок государственного учета которых устанавливается Министерством сельского хозяйства Российской Федерации применительно к земельным участкам, однородным по типу почв и занятым однородной растительностью в разрезе сельскохозяйственных угодий.
Консервация земель проводится в отношении нарушенных земель, негативное воздействие на которые привело к их деградации, ухудшению экологической обстановки и нарушению почвенного слоя, в результате которых не допускается осуществление хозяйственной деятельности, если устранение таких последствий путем рекультивации земель невозможно в течение 15 лет.
Рекультивация земель, консервация земель осуществляются в соответствии с утвержденными проектом рекультивации земель, проектом консервации земель путем проведения технических и (или) биологических мероприятий.
Проект рекультивации земель подготавливается в виде отдельного документа. Завершение работ по рекультивации или консервации земель подтверждается актом, который подписывается лицом, исполнительным органом государственной власти, органом местного самоуправления.
В срок не позднее чем 30 календарных дней со дня подписания акта, лицо, исполнительный орган государственной власти, орган местного самоуправления, обеспечившие проведение рекультивации или консервации земель, направляют уведомление о завершении работ по рекультивации земель с приложением копии указанного акта лицам, с которыми проект рекультивации земель подлежит согласованию, а также в федеральные органы исполнительной власти.
Заинтересованные правообладатели земельных участков могут самостоятельно осуществить мероприятия по рекультивации или консервации земель с правом взыскания с лица, уклонившегося от выполнения рекультивации или консервации земель, стоимости понесенных расходов в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Консультация специалиста
В каком случае повышается ставка земельного налога после проверки Россельхознадзора?
Отвечает: заместитель начальника отдела государственного земельного надзора Шалашова Любовь Алексеевна
Управление Россельхознадзора по Владимирской области, согласно возложенным полномочиям, осуществляет государственный земельный надзор на землях сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
По фактам нарушения земельного законодательства, выявленным должностными лицами Управления Россельхознадзора по результатам проведенных надзорных мероприятий, а именно: неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в течение срока, установленного указанным Федеральным законом, а также невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, правообладатели земельных участков Управлением Россельхознадзора привлекаются к административной ответственности по ч.2 ст.8.8 КоАП РФ и ч.2 ст.8.7 КоАП РФ.
В рамках Соглашения о взаимодействии между Управлением Федеральной налоговой службы по Владимирской области и Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Владимирской области, заключенного с целью применения мер экономического стимулирования землепользователей в соответствии с положениями Налогового Кодекса РФ, информация о фактах привлечения к административной ответственности лиц, виновных в нарушениях земельного законодательства, Управлением Россельхознадзора направляется в УФНС, которое, в свою очередь, направляет информацию в подведомственные налоговые органы для использования при администрировании земельного налога и применения повышенной ставки земельного налога (1,5%) в отношении земельных участков сельскохозяйственного назначения, не используемых по назначению, с учетом положений принятых решений органов местного самоуправления, устанавливающих ставки земельного налога на территории муниципального образования.
Консультация специалиста
Каковы факты причинения вреда почве как объекту окружающей среды?
Отвечает: заместитель начальника отдела государственного земельного надзора Уракова Юлия Борисовна
Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Владимирской области (Управление Россельхознадзора), в рамках возложенных полномочий, проводит государственный земельный надзор на землях сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
В ходе проведения контрольно-надзорных мероприятий специалистами Управления Россельхознадзора нередко устанавливаются факты причинения вреда почвам, как объекту окружающей среды в результате загрязнения, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия на земли сельскохозяйственного назначения.
В соответствии с п.1 ст.77 Федерального закона от № 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон) юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Пунктом 1 ст.78 Закона определено, что компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного
Определение размера такого вреда осуществляется в соответствии с Методикой исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденной Приказом Минприроды России от 08.07.2010 N 238 (ред. от 11.07.2018), а именно:
— в результате загрязнения почв, возникшего при поступлении в почву загрязняющих веществ, приводящему к несоблюдению нормативов качества окружающей среды для почв, включая нормативы предельно (ориентировочно) допустимых концентраций загрязняющих веществ в почвах;
— в результате порчи почв при их захламлении, возникшего при складировании на поверхности почвы или почвенной толще отходов производства и потребления;
— результате порчи почв при перекрытии ее поверхности, возникшего при перекрытии искусственными покрытиями и (или) объектами (в том числе линейными);
— в результате порчи почв при снятии плодородного слоя почвы;
— в результате уничтожения плодородного слоя почвы.
Пунктом 3 ст.78 Закона определено, что иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены виновным лицам в течение двадцати лет.